1001-й спасательный
Обыкновенные герои
Эти ребята не видели нашего города, потому что все время провели в лесу – тушили или дотушивали пожары. И похожие на шляпки подосиновиков ярко-оранжевые береты бойцов 1001-го спасательного центра МЧС из Самары закоптились донельзя.
Как только режим ЧС был снят, 1001-й приготовился сворачивать лагерь, в котором есть все необходимое для полноценной автономной жизни: командный и медицинский пункты, столовая и комната отдыха, полевая кухня и даже мобильная баня. От Самары до деревни Караево более 700 км. Сюда добрались за 30 часов. А обратно можно поспешать не торопясь. Задача выполнена.
Познакомиться мы успели в лесу, где ребята дотушивали тлеющие пни и корни деревьев. Побывали и в полевом лагере.
По словам заместителя начальника штаба 1001-го спасцентра подполковника Сергея Никишина, у подразделения очень широкие функциональные возможности. Оно может проводить радиационную и химическую разведку в зонах поражения, аварийно-спасательные работы, поиск пострадавших и их деблокирование, оказание им первой медицинской помощи и эвакуацию в медицинские подразделения. Спасцентр способен разбить полевой лагерь не только для себя, но и для пострадавших и обеспечить их горячим питанием. Из недавних, или, как говорят сами спасатели, «крайних» ЧС, на счету 1001-го – ликвидация последствий взрыва арсенала боеприпасов в Ульяновске.
В Сарове же стояла задача тушить лесной пожар и выполнять все связанные с этим работы – создавать минерализованные полосы и просеки, оборудовать колонные пути для проезда техники… Тяжелый физический труд в сложных условиях. И опасный.
Полковник Виктор Панченков, начальник 1001-го спасательного центра:
– Нас всегда направляют туда, где тяжело. В Сарове мы сначала на западе лес затушили, потом нас перекинули на восток. И почему-то все пожары происходили в ночь. Днем горит в глубине массива, а к кромке подходит ночью.
Вдоль просеки двигается цепочка оранжевых беретов. У ребят – лопаты и ранцы-распылители. Раскапывают тлеющие корни деревьев, а затем заливают водой. Когда силы струи из ранцев недостаточно, вызывают АРС-4 (авторазливочную станцию) и заливают из шланга. Вода в разрытых ямах буквально кипит, идет зловонный дым… Полчаса в такой обстановке – и начинает раскалываться голова. Ребята же чувствуют себя хорошо. Во-первых, привыкли – по сравнению с условиями пожара это уже и за дым не считается, а во-вторых, за их здоровьем строго следит медик. Ежедневно личный состав получает противоугарный антидот.
Полковник Панченков:
– Во время тушения пожара, особенно когда большое горение, наши девушки-медики (они дежурят полную смену наравне с мужчинами) обходят всех и проверяют самочувствие, чтобы вовремя вывести из огня и оказать первую медицинскую помощь. Ребята так рвутся в бой, что могут просто не почувствовать начала процесса отравления. Медики этого не допустят.
– Кто служит в спасцентре, контрактники или срочники?
– Половина на половину. Рядовые и часть сержантов служат по призыву. На этот раз наши призывники попали «с корабля на бал». Присягу приняли 27 июля, а уже 3 августа выдвинулись на пожары. И очень хорошо работают! Все-таки есть у нашей молодежи патриотизм. Все хотят бороться с огнем, не боятся идти на опасные участки. Первой в лес идет разведка с бензопилами. Ее задача – определить и свалить деревья, которые уже на грани падения, чтобы не пострадали те, кто следом идет тушить. В разведку направляем наиболее подготовленных, аттестованных спасателей. Это офицеры, солдаты и сержанты контрактной службы – более опытные, способные оценить обстановку и принять верное решение.
– Виктор Владимирович, каждая ЧС чему-то учит. Чему научили лесные пожары возле Сарова?
– Если глобально, эта ЧС показала, что за лесом надо следить. В нашей работе часто бывали промедления из-за того, что приходилось расчищать заброшенные просеки. Что касается нас – мы поняли, что при тушении лесного пожара надо обязательно одевать людей в комбинезоны и каски. Принято решение закупить каски на весь личный состав (до этого они были только у расчетов спасателей). Конечно, от большого дерева каска не защитит, но во многих ситуациях поможет. Закупили мы и дополнительные бензопилы, чтобы вооружить разведку, которая пробивает безопасные проходы для пожарных и спасателей. Главная наша задача – не потерять людей. Огонь, в конце концов, потушим. А жизнь людскую и здоровье надо оберегать.
На сбережение здоровья военнослужащих спасцентра направлена и организация быта в полевом лагере. ЧС и тут дала уроки. Заместитель начальника спасцентра по воспитательной работе полковник Олег Семенович:
– Надо было прожить в лагере две недели, чтобы понять его недостатки. А до этого нам казалось – все отлично. Теперь думаем, как улучшить освещение, как усовершенствовать банно-прачечный комплекс. Когда столкнулись с тем, что надо быстро помыть сразу всех ребят (потому что от усталости они засыпают, ожидая очереди в душ), поняли: пропускная способность водонагревательной установки недостаточна. Либо надо брать в лагерь две, либо пора заменить на более современную.
Многие, кто пришел в МЧС, имеют военный опыт. У полковника Виктора Панченкова два ордена Мужества, которые он «заработал» еще в первую Чеченскую – в 1996-м, начал ее командиром танковой роты. Первый – за разгром крупной группировки разведки боевиков, второй – за участие в штурме Грозного. Поэтому, когда он с гордостью говорит о своих отважных парнишках-срочниках, именно у него хочется спросить: что же такое отвага и как этому научить?
– Я считаю, что, когда ты не боишься трудностей, идешь даже в огонь, но делаешь все грамотно – это и есть отвага. Мы, военные, выполняем свой долг. Принимаем Присягу на верность Отечеству и народу. Сохранить население даже маленькой деревушки – уже большое дело. Тем более мы такой город отстояли, как Саров! Думаю, что святая земля Серафима Саровского нам помогла, нас сохранила. В первые дни я… (замедлил, подбирая слова. – Авт.) думал, что эту ситуацию так быстро не переломить. Но собранный здесь людской потенциал превозмог, пересилил.
– Победа над стихией – результат того, что собрана большая группировка?
– От большого числа людей мало что зависит. Главное – правильные действия. В самый острый момент первых дней генерал Плат, а затем сменивший его генерал Паньшин выбрали правильную тактику и очень грамотно организовали работу, расставили силы. Поэтому у нас все получилось. Дым, который пока остается, – не страшен. Городу, людям – больше ничего не угрожает. Опасность позади. Задачу, поставленную Правительством, Президентом мы выполнили.
За день до того, как был снят режим ЧС, 1001-й спасцентр получил неприятный сюрприз, из которого также вышел с честью, – еще один ночной пожар.
Жители деревни Караево, рядом с которой стоял лагерь 1001-го, радовались от души: спасатели – между ними и лесом, если что – защитят. Но спасать пришлось не от лесного пожара. Загорелся колхозный амбар с зерном. Он сгорел дотла, но благодаря профессиональным действиям спасателей, их находчивости и мужеству на жилые дома огонь не перекинулся, люди не пострадали.
Перед отъездом 15 лучших ребят 1001-го спасцентра, отличившиеся при ликвидации лесных пожаров возле ЗАТО Саров, были награждены почетными грамотами городской администрации. А 60 бойцов побывали на экскурсии в музее ядерного оружия. Как сказал полковник Панченков, «чтобы знали (и рассказали остальным), что мы здесь защищали!»
А.Виноградова, фото автора